Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:
Интересно знать:

Слово "цивилизация" происходит от латинского прилагательного civilis — "гражданский государственный". Приблизительно его можно перевести как "огражданивание", "возведение до уровня гражданина". Термин означает также и "восхождение к городской культуре", ведь civilis связано со словом civitas - "город", "город-государство". Именно в этом смысле понималось слово "цивилизация" в XVI-XVIII вв. Тогда западные мыслители обозначали им уровень культуры, соответствующий европейской городской образованности.

Интересно знать:

Цивилизация противопоставлялась невежеству, дикости. До сих пор в обиходе это значение слова сохраняется. "Цивилизация, цивилизованность" понимается как синоним "культурности". Когда говорят "цивилизованный человек" часто подразумевают "культурный", "образованный".

 

С Днем Победы

Загадка гибели линкора


Тема: Интересно знать


Обновлено: 31.07.2014 - 13:32

В самом начале Великой Отечественной войны перед немецкими войсками стояла задача: молниеносно захватить наиболее важные стратегические объекты СССР.

Одним из таких объектов являлась база черноморского флота в Севастополе. Немцы пытались атаковать с моря, высадить десант и быстро овладеть городом. Но противник столкнулся с ожесточенным огнем тридцатой береговой батареи. Сквозь зону обстрела не смог пройти ни один корабль. Орудия калибра 305 миллиметров почти год обороняли подступы к городу. Почти год бронебашенную тридцатую батарею под командованием капитана Александера Георгия Александровича не могли уничтожить ни с моря, ни с воздуха. Немцам так и не удалось захватить батарею. Отступая, наши моряки подорвали башню.

Но орудия героической батареи изначально не были предназначены для береговой обороны. Их подняли со дна Северной бухты Севастополя с погибшего при загадочных обстоятельствах флагмана Черноморского флота, линкора «Императрица Мария».

Линкор Императрица Мария

Что это был за корабль? И как он погиб? Начнем издалека. Трагедия Русско-Японской войны, где Россия потеряла весь боевой флот, заставила военное министерство принимать самые радикальные меры в плане перевооружения флота. Такой крупной морской державе, как Россия, ни в коем случае нельзя было отставать от других стран, таких, как Англия, Франция, США... Но российский Броненосный флот к началу двадцатого века безнадежно устарел. Требовались передовые инженерные решения и принципиально новые подходы к строительству боевых кораблей.

В итоге, в 1906 году на императорских верфях Николаева заложили четыре новых линкора. Грандиозный проект проходил под названием «Император». Первый из линкоров «Императрица Мария» планировалось спустить на воду к пятнадцатому году.

Почти десять лет отводилось на строительство корабля. Надо понимать, что линкоры класса «Император» имели водоизмещение более 25 000 тонн. Длина от носа до кормы составляла 168 метров, крейсерская скорость 20 узлов, примерно 38 километров в час. С современными скоростями 38 километров в час - черепаший шаг. Но в начале двадцатого века, для такой бронированной махины это была - отличная скорость. Корабли несли 12 орудий главного калибра, 305 миллиметров и двадцать 130 миллиметровых. Так же корабли снабжались: противоминной артиллерией и торпедными аппаратами. Экипаж - 1300 человек. Дополнительно корабль мог нести десант в количестве одной бригады пехотинцев (около 1000 человек).

В мире таких мощных кораблей насчитывалось единицы, включая родоначальника линейного броненосного флота - дрейдноутов, линкор «Dreadnought». Применялся новый способ бронирования корпуса, делающий корабль практически неуязвимым. На корабль поставили английские турбины Парсонса, 18 паровых котлов «Бабкок и Вилкокс». Запас топлива — 2900 т угля и 1120 т нефти. Мощность четырёх паровых турбин 24 700 л. Маневренность и быстроходность превосходила многие известные линкоры мира.

К началу Первой Мировой войны корабль был почти построен. С началом боевых действий работы велись усиленными темпами. На то были причины. В Черном море хозяйничали два мощных, быстроходных германских крейсера «Гёбена» и «Бреслау», поддерживая турецкий флот. Они, практически, перекрыли все водные коммуникации. Но 25 июня 1915 года «Императрица Мария» сошла со стапелей николаевской верфи и взяла курс на Севастополь. Это день можно назвать началом триумфа Российского броненосного флота. За несколько месяцев положение в Черном море резко изменились. Германские корабли ничего не могли противопоставить главному калибру линкора. В ходе успешных десантных операций турецкие войска были отброшены вглубь собственной территории. Десантом с «Марии» захвачен город Трабзон. От одного залпа главной башни турецкие солдаты в панике бежали из фортов, бросая орудия. За год линкором совершено более 20 боевых рейдов. Потоплено и выведено из строя множество турецких и германских боевых судов. Хваленый крейсер «Бреслау» в июле 1916 позорно бежал из-под обстрела главного калибра. Вдогонку получил несколько пробоин и чудом ушел от преследования.

После года успешных действий на море, осенью линкор был поставлен на севастопольский рейд для профилактического ремонта. Ничего не предвещало беды. Но ранним утром 7 октября 1916 года внезапно город сотрясся от мощного взрыва. Бухту заволокло едким черным дымом. Линкор «Императрица Мария» горел, а вскоре затонул. Спасавшихся моряков вытаскивали на набережную и тут же оказывали первую помощь. Итог более чем страшный: 225 человек погибло и 85 тяжело ранено.

Адмирал КолчакВысочайшим повелением была срочно созвана комиссия морского министерства по расследованию причин гибели линкора. В состав комиссии входили: командующий черноморским флотом, адмирал Колчак и известный, крупнейший судостроитель России, академик Крылов.

По документам и опросам свидетелей, следствие полностью восстановило картину гибели линкора:

6:20 - под носовой башней произошел первый взрыв, в связи с чем начался пожар. Силами команды огонь был локализован.

7:00 - согласно инструкции открыли кингстоны и затопили пороховые склады во избежание взрыва.

7:15 - несмотря на все усилия борьбы с огнем, раздался второй взрыв, которым была сорвана передняя труба. У корабля отвалилась носовая часть. Линкор завалился на правый борт и быстро затонул.

В ходе следствия были допрошены сотни матросов и все офицеры. Материалы допросов занимали несколько тысяч страниц, В ходе расследования выдвинуты две версии: самовозгорание пороха или халатность экипажа. Но при выяснении обстоятельств, первая версия была отметена. По всем документам и экспертизам, на «Императрицу Марию» поставляли самый качественный порох. На вопрос комиссии: - Возможно ли было беспрепятственно проникнуть в пороховой погреб? Командир корабельной артиллерии признался, что люк в бомбовый погреб вообще не запирался.

29 октября 1916 года комиссия закончила следственное производство. Официальное заключение оказалось весьма странным: Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным. Приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя, выявившиеся при следствии, обстоятельства.

Столь авторитетная комиссия почему-то не стала рассматривать версию о возможности диверсии. Очень странные выводы, очень быстро закончилось следствие, и это несмотря на то, что Россия потеряла самый передовой корабль, потеряла нелепо, не в боевом походе, а на рейде, да ещё возле собственной морской базы. Неужели вымуштрованный боевой экипаж мог допустить небрежность при работе с боезапасами?

По мнению некоторых исследователей, экипаж, как раз, был не так уж серьёзно обучен. «Императрица Мария» воевала всего год. Для такого большого корабля, с новыми технологиями и сложным оборудованием - этот срок недостаточен для подготовки плавсостава. А ещё надо учесть, что на корабле продолжали работать гражданские инженерные службы, проверяя и доделывая на ходу механизмы. Перенаселение кают и нахождение гражданских лиц, не давало нормально организовать работу экипажа. Есть сведения, что канониры даже спали в орудийных башнях.

Итак, мнение многих исследователей совпадает с выводами комиссии: гибель линкора произошла из-за халатности экипажа. Вывод настолько простой, что в него даже трудно поверить.

Между тем известна беседа Колчака с одним из чиновников военного ведомства, свидетелем которой стал один из адъютантов. Колчак обронил интересную фразу: «Как командующему, мне выгодна версия обычной флотской халатности, но как офицер и честный человек, я должен признать - это была диверсия».

Нужно обратить внимание на одну интересную деталь при гибели линкора: слишком много прогремело взрывов, да ещё в разных частях корабля. Уж больно неправдоподобная картина. Такое впечатление, что халатность допустили сразу несколько человек одновременно?

Матросы и офицеры, дежурившие в тот роковой день пытались доказать свою невиновность, обвиняя друг друга.

В одном морском альманахе, издававшемся в Праге в двадцатые годы, промелькнула публикация старшего офицера дрейдноута «Императрица Мария», капитана второго ранга Городысского. В ней он излагал собственную версию произошедшей трагедии. По его словам взрыв, погубивший линкор, был спровоцирован старшим комендором Вороновым, по неосторожности уронившим один полузаряд во время уборки в пороховом складе под первой башней главного калибра.

Действительно, по документам, комендор Воронов держал вахту в главной башни. В его обязанности входил осмотр бомбового погреба и замер температуры в хранилище боеприпасов. Но и капитан второго ранга Городысский также стоял вахту в эту ночь на капитанском мостике.

В 6:00 Городысский отдал приказ Воронову замерить температуру в погребе. Воронов спустился, и больше его никто не видел. А в 6:20 прогремел первый взрыв. Но, возможно Городысский был тем неуловимым диверсантом? Он послал ничего не подозреваемого Воронова в бомбовый погреб, где должна была сработать мина, а после - списал трагедию на его халатность.

Среди останков экипажа, что удалось извлечь из погибшего корабля, тело комендора Воронова так и не было опознано. Несмотря на это, комиссия всё же признавала причастность Воронова к трагедии, но прямых улик не обнаружила. Комендора внесли в список пропавших без вести, а Городысский избежал наказания, переложив полностью вину на Воронова.

К сожалению, октябрьский переворот 17-го помешал комиссии до конца провести расследование. Большинство офицеров «Марии» оказались в эмиграции в связи с известными событиями. Постепенно трагедия линкора забылась. Но, спустя 70 лет, вдруг в деле «Императрицы Марии» всплыли интересные факты.

Один из малоизвестных английских писателей когда-то заинтересовался гибелью русского линкора и предпринял собственное расследование, пытаясь докопаться до истины. И, как не странно, ему кое-что удалось. А именно, попался интереснейший документ, из которого следует, что Лейтенант морской разведки её величества королевы Великобритании, Джон Хевеланд, служил в России с 1914 по 1916 по союзническому контракту Антанты. Покинул Россию, спустя неделю после взрыва на «Императрицы Марии». А через некоторое время объявился в Британии уже в чине подполковника. Вскоре, по окончанию войны он вышел в отставку. На этом его следы теряются. Но через несколько лет он объявился в Канаде. Скупил неплохие земли в Эдмонтоне и занялся хозяйством. И всё бы - ничего. Но в 29м он погибает при загадочных обстоятельствах. Случился пожар в гостинице, где остановился Хевеланд. Все обитатели спешно покинули горящее здание. Даже удалось вынести с третьего этажа старичка в инвалидном кресле. Но почему-то только Хевеленд, бывший офицер спец подразделения, ещё крепкий мужчина, не смог выпрыгнуть со второго этажа и сгорел заживо, став единственной жертвой того пожара.

Возникает вопрос, кто же он такой - подполковник Хевеланд. Неужели кому-то мешал? Исследование фотоархивов и всей немногочисленной кинохроники привело к неожиданному результату: подполковник Хевеленд и комендор Воронов - один и тот же человек. Копнув глубже, писатель выяснил, что перед пожаром на Хевеленда пытались совершить покушение. Но кто и зачем? Оказалось - какие-то русские эмигранты. И среди них бывший электрик с «Императрицы Марии», Иван Назарин, уроженец небольшого села Беляевка, Одесской области. Но каково же было удивление, когда обнаружилось по документам, что Воронов так же уроженец села Беляевка Одесской области.

Новая загадка. Почему Назарин, ещё на «Марии» не признал земляка или не разоблачил шпиона? И зачем ему, спустя столько лет, вдруг понадобилось убивать Хевеленда? Этот факт исследователь так и не разгадал.

Английский линкор Дредноут
Английский линкор Дредноут

Перейдём к следующим фактам, свершившимся в послереволюционный период. В 1932 году оперативники ЧК на верфях Николаева обезвредили целую шпионскую группу, которой руководил инженер Верман. Следствие раскрыло, что эта группа работала в Николаеве с 1908 года. Верман занимал должность старшего инженера электрика. До революции он смог завербовать даже главу города Николаева. Основная задача группы - сбор военно-технической информации. На допросах в ОГПУ Верман сообщил, что ему было поручено в 16-м году подготовить диверсию на «Императрице Марии». Из Германии в помощь был прислан профессиональный диверсант Гельмут Фон Штитгоф. В германии он считался одним из лучших специалистов по минированию и подрыву кораблей. Верман сам не смог бы подорвать «Марию». Во-первых, подорвать её было весьма сложно, не зная в совершенстве систему бронирования и иной защиты. Во-вторых - верфь хорошо охранялась контрразведкой. Штитгоф летом 14-го устраивается на верфь простым электриком. Сперва предполагалось взорвать линкор прямо в доке, до спуска на воду. Однако на последнем этапе диверсии российская военная контрразведка что-то пронюхала. И группа срочно свернула задание. Штитгоф покинул Николаев и отправился в Берлин. После группа ничем себя не проявила, а Германское командование обвинила Вермана в связях с британской разведкой.

Дредноут Император Александр III
Дредноут Император Александр III

Опять же в Лондоне, совсем недавно вышла книга Кларенса Питмана. Он пытался проследить судьбу без вести пропавшего в 1951 году в Атлантике бразильского линкора «Сан Паулу». После публикации писатель получил интересное письмо от какого-то Вильгельма Прохнова. В письме он рассказал, что однажды, убираясь на чердаке, обнаружил дневник своего деда, германского разведчика. Этим дедом был никто иной, как Штитгоф. Из дневника он узнал, как дед готовил диверсию на «Императрице Марии», но после срыва, командование послало его на другое задание. Именно в этот период его пыталась перевербовать британская разведка. И вербовщиком был лейтенант Хевелонт. Но Штитгоф отказался работать на Британию. А ещё он ссылается на дело Вермана 32 года из архива ОГПУ. Интересно, как это дело могло попасть в руки немецкого шпиона?

И ещё одна интересная деталь. В 1942 году Штитгоф был расстрелян в застенках гестапо. Он был обвинен в связях с военной разведкой СССР.

На этом все нити расследования обрываются. И до сих пор неизвестно, что же послужило причиной гибели флагмана Российского бронепалубного флота.

Сергей Шаповалов, Имперский дух,
Цивилизация.

 



 Просмотров: 8720

 ← Почему востребован «Белый генерал»? Наполовину славяне