![]() Храм «Вольных каменщиков».
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ, ФАКТЫ, РАССУЖДЕНИЯ.В последнее время в нашем обществе значительно возрос интерес к масонству, его истории и месту, которое сегодня занимает это религиозно-этическое, не чуждое политике движение. Разброс оценок масонства велик. В кругах специалистов преобладает мнение, что движение это весьма неоднородное, что ему в различные исторические периоды и в разных странах были присущи как прогрессивные, так и реакционные тенденции. Но нередко встречаются и оценки иного рода, авторы которых отождествляют масонство с реакцией. В кругах, зараженных антисемитизмом, оно однозначно характеризуется как «жидо-масонский заговор». С изложением своей точки зрения на масонство выступает известный российский исследователь движения, доктор исторических наук Олег СОЛОВЬЕВ. Приём новых членов в ложи издавна был обставлен многочисленными таинственными ритуалами. К примеру, «новобранцев» вводили в зал собраний с завязанными глазами. Многие из этих ритуалов живы и сегодня, причём их по-прежнему держат в секрете. И поныне версия апокалиптического «жидо-масонского заговора» широко распространяется в печати и на митингах. За рассуждения о масонстве берутся и сограждане, имеющие о предмете самое поверхностное представление. Даже, в своё время, писатель В.Пикуль, оговорившись, что он не специалист, утверждал, что «Главная цель масонов — завоевание всего мира. Большинство масонских символов и ритуалов взято из иудаизма. Рассуждения же масонов о свободе, равенстве, братстве — это словесная мишура, призванная замаскировать истинные цели». И добавлял: «Отрицание любви к Родине, исторической памяти, разрушение семьи, национального и патриотического чувства — одна из основных задач современных масонов». Вам страшно? Как тут и впрямь не напугаться!.. Что же в действительности представляет собою масонство? Его истоки окутаны дымкой мифов, созданных как сторонниками, так и противниками. Слово «масон» с приставкой «фран» (свободный) обозначает в переводе с французского профессию каменщиков, которые в средние века возводили церковные храмы, рыцарские замки и крепости. Объединялись они в цеховые гильдии, где обменивались секретами профессии. Прошли времена строительства исполинских храмов и замков, утратилось значение этих братств, и в XVII веке в них вступают представители духовенства, крупного дворянства, купечества, чиновничества, свободных профессий. Их привлекали таинственные ритуалы, сложные обряды, но главным было стремление использовать уже готовую организацию для укрепления и развития более прогрессивного по сравнению с феодализмом буржуазного общества. Родиной современного масонства стала Великобритания. Именно там четыре братства образовали в 1717 году Великую лондонскую ложу. Через некоторое время ложи возникли в Испании, Франции, Германии, России, Португалии, Швейцарии, во многих колониях, и все они постепенно утратили прямые связи с Лондоном. Главным документом масонства по сей день считается «Новая книга уставов», утвержденная руководителями английской ложи в 1723 году. Она открывалась разделом «О Боге и религии», в котором говорилось, что каждый масон «обязан своим призванием повиноваться нравственному закону, и если он хорошо понимает это, то не будет ни тупым отрицателем Бога, ни безбожным развратником». В следующем разделе подчеркивалось: «Каменщик, где бы он ни жил и ни работал, есть мирный подданный гражданских властей, и он никогда не должен ни вмешиваться в заговоры против мира и благоденствия народа, ни нарушать своих обязанностей по отношению к начальству». Основными принципами провозглашались братство человечества, равенство и терпимость. А в качестве верховного божества признавался обезличенный «Великий архитектор Вселенной». Основным постулатом была вера в бессмертие души. Новая организация отличалась от существовавших тогда сословно-феодальных обществ, что привлекало в нее немало гуманистов и вообще людей прогрессивных. Идеология ордена построена на иудейско-христианских постулатах. Особое место в ней занимает миф об убийстве архитектора Хирама, направленного царём Соломоном в Иерусалим для возведения величественного храма. Историческую подоплеку мифа исследователи до сих пор не выяснили. Что касается ритуалов, то в них и впрямь немало заимствований из верований древней Иудеи. Видимо, из-за этого многие считают, что масонство связано с сионизмом, однако забывают, что иудаизм был первой из трёх позднейших мировых религий. Ведь именно из него развились сложными путями христианство, а затем ислам. Кстати, Иисус Христос и его апостолы были евреями. Основатели масонства и обратились в качестве первоисточника не к христианству, а к иудаизму как к более древнему и, по их понятиям, более глубокому вероучению, проникнутому особой мудростью. Впрочем, первоначально нехристиан, а тем более евреев в ложи не принимали, причём во многих культивировался и антисемитизм. Допускались туда только мужчины. Внутри лож были строгие порядки, сочетавшие регулярные выборы всех руководителей с беспрекословным подчинением им рядовых членов. Приверженцы ордена распознавали себе подобных с помощью особых знаков, прикосновений, паролей. Масонство делится и поныне на голубое с тремя степенями посвящения (ученика, подмастерья, мастера) и красное, в котором для членов установлены 33 степени. Первое в основном занимается нравственным совершенствованием братьев, второе — пропагандой и распространением влияния ордена, а фактически руководит всем масонством. Вновь принятые члены подписывали присягу, в которой клялись не разглашать обрядов и характера своей деятельности, а также погибнуть от рук своих товарищей в случае отступничества. Молва гласит, что нарушителей казнили, но точных данных о физических расправах нет, хотя предателей, видимо, было немало. Единого координирующего центра между ответвлениями ордена в различных странах не существовало, но связи между ложами поддерживались. Буржуазные идеи гуманизма и терпимости восприняли далеко не все ложи, и подавляющее их большинство разделяло официальные религиозные верования. Тем не менее католическая церковь усмотрела в ордене опасного конкурента и сразу начала против него борьбу. Расхождения с Ватиканом не преодолены и по сей день. Напротив, православие относилось к масонству более терпимо и редко выступало с критикой в его адрес. Масонство как общественное течение не осталось в стороне от революционных и иных крупных событий XVIII—XIX веков. К ордену принадлежали многие деятели, участвовавшие в борьбе американцев за независимость и провозглашение республики, в том числе Б.Франклин, Дж.Вашингтон, А.Гамильтон и другие. 50 человек из 57 подписавших Декларацию независимости США (1776 год) были масонами. Новейшими данными опровергнута версия о подготовке масонами Великой французской революции. Накануне неё из 700 лож только в четыре входили просветители и видные политические деятели страны — Бриссо, Демулен, Дантон, Кондорсе, Вольтер. В самой революции тоже участвовало мало масонов. Одни бежали за границу, другие примкнули к роялистам, третьи ушли в подполье. Глава ордена «Великий Восток Франции» (ВВФ) Филипп Орлеанский сложил с себя полномочия и осудил масонство, но это не уберегло его от смерти на эшафоте. Ложи считались очагами контрреволюции и вместе с тайными обществами были запрещены. Только после переворота 9 термидора масоны вышли из тени. Затем на них обратил благосклонное внимание Наполеон. После его свержения масонство возглавил Людовик XVIII. В революциях XIX века масонство не играло сколько-нибудь существенной роли. Но в Латинской Америке ложи превращались в центры освободительных движений. Многие их лидеры принадлежали к ордену, в том числе Боливар, Миранда, Сан-Мартин, Хосе Марти. Борьбу за воссоединение Италии также возглавили масоны — Мадзини и Гарибальди. Среди композиторов, писателей, ученых, вступивших в масонские ложи, нельзя не вспомнить Моцарта, Бетховена, Листа, Гайдна, Сибелиуса, Гёте, Гейне, Бальзака, Вальтера Скотта, Анатоля Франса, Киплинга. В молодости в ложи входили Брехт, Эйнштейн, будущий наш академик-экономист Е.Варга. Постепенно выявлялись существенные расхождения между политической активностью ведущих масонских центров Франции, Италии, Испании, Бельгии, латиноамериканских государств, с одной стороны, и определенной пассивностью ордена в США, Англии, Германии, Австро-Венгрии, скандинавских странах — с другой, где масонские организации стремились воздерживаться от прямого участия в государственных делах. Российское масонство, занесенное к нам из Англии, действовало легально или полулегально с 1730 по 1822 год. Ложи насчитывали до 3—4 тысяч человек из аристократии, офицерства, чиновничества, купечества. Отличаясь приверженностью самодержавию и крепостничеству, ложи в то же время являлись и объединениями фрондировавшей вельможной знати. С восшествием на престол Александра I захиревшие было ложи стали возрождаться, появились и новые, деятельность которых протекала под надзором полиции. В 1815 году единое ранее масонство разделилось на две новые «великие ложи», которые стремились к нравственному совершенствованию в «непоколебимой верности своему государю и Отечеству со строгим исполнением существующих в государстве законов». В братства стали вступать чиновники средней руки, военные, писатели, артисты, а также иностранцы. Были там Суворов, Кутузов, Сперанский, Грибоедов, Пушкин, Чаадаев, 23 человека из руководства декабристских организаций, в том числе Пестель, братья Муравьевы-Апостолы, Рылеев. Декабристы надеялись использовать масонство для прикрытия своих политических целей. Когда же это не удалось, почти все они покинули ложи. К концу 20-х годов XIX века орден в России пришёл в упадок, снизился приток новых членов. Ложи закрывались: их религиозно-филантропический характер, откровенное раболепие перед властями не отвечали устремлениям передовой части общества. Общая численность масонов составляла 1500—1800 человек. Под влиянием консервативного дворянства во главе с Аракчеевым и части православных иерархов Александр I в 1822 году официально запретил тайные общества и масонство. Целил он, конечно, прежде всего в первых, но одновременно опасался превращения вторых в очаги антиправительственной деятельности. Руководители и приверженцы ордена безропотно подчинились. Затухание масонской деятельности в России компенсировалось участием отдельных наших эмигрантов в зарубежных ложах. Так, основоположник анархизма М.А.Бакунин вступил в итальянскую масонскую ложу «Социальный прогресс». В оправдание он писал 23 марта 1866 года Герцену и Огареву: «Только, друзья, прошу вас, перестаньте же думать, чтобы я когда-либо серьезно занимался франкмасонством. Это может быть, пожалуй, полезно, как маска или как паспорт, но искать дела в франкмасонерии всё равно, пожалуй, хуже, чем искать утешения в вине». Разумеется, так думали далеко не все. Крупный помещик Г.Н.Вырубов, переселившийся в Париж, стал учёным-химиком и третьим лицом в тамошнем «Великом Востоке». За ним последовали уехавшие за рубеж видные учёные Е.В. де Роберти и М.М. Ковалевский, изобретатель дуговой электрической лампы П.Н.Яблочков, несколько профессоров либерального толка. Немалое воздействие на выработку последующих подходов к масонству оказал раскол нашей интеллигенции в XIX веке на западников и славянофилов по кардинальным вопросам развития Отечества. Первые ориентировались на опыт буржуазной Европы, вторые призывали опираться на российские исторические традиции. Буржуазно-либеральное течение вело за собой значительную часть интеллигенции, в его русле шли многие видные учёные, писатели, артисты, художники. Пожалуй, наследники славянофилов, именовавшие себя националистами, не могли похвастаться столь же широкой поддержкой интеллигенции, к тому же они зачастую смыкались с реакционным духовенством, а на их правом фланге в начале XX века появилось антисемитское движение черносотенцев. Лидеры последних получали деньги из секретных фондов Департамента полиции. Именно они развязали в своих изданиях кампанию против «жидо-масонского заговора», направленного на свержение царизма и уничтожение православной церкви. При этом оперировали аргументами, заимствованными из антисемитских писаний французских авторов, хотя активно не выступали против Всемирной сионистской организации (ВСО), основанной в 1897 году. Сионизм же, как известно, стал идеологией крупной еврейской буржуазии, поставившей своей целью создание для иудеев «правоохранного убежища» в Палестине, принадлежавшей тогда Турции. ВСО стремилась и к установлению полного контроля над еврейским населением для его обособления, отвлечения от политической борьбы. Охранка сразу же установила в Вене тайные контакты с основателем сионизма Т. Герцлем, о деятельности которого регулярно поступали донесения в Петербург. В России проживала большая часть еврейской диаспоры, а основатели сионизма делали ставку на переселение евреев в Палестину. По этому поводу Герцль вёл оживленную переписку с русским министром внутренних дел Плеве и добился некоторого содействия царских властей, которые, понятно, не верили в дьявольские происки сионистов, действовавших почти легально. По инициативе М.М. Ковалевского в Москве в 1906 году была учреждена тайная масонская ложа «Возрождение» в составе 9 человек. В неё вошли и три члена кадетской партии. Позднее её руководители основали в Петербурге ложу «Полярная звезда». В ней были 13 кадетов и народных социалистов — присяжных поверенных, писателей, учёных, артистов. Появились братства в других городах. Общая численность, видимо, не превышала 100 человек. Поскольку чисто масонская деятельность в российских условиях не могла дать осязаемых результатов, да и за масонами полиция установила слежку, лидеры движения решили примерно в 1909 году распустить братства. Вместо них в следующем году была основана подпольная организация «Великий Восток народов России» (ВВР) с выборным органом — верховным советом — в составе трёх человек. Она не получила санкции иностранных центров ордена, не поддерживала с ними официальных контактов и упразднила многие ритуалы. Поэтому её можно считать «нерегулярной» организацией политического масонства. Строилась она по типу малочисленных лож, применявших различные приемы конспирации. В сущности, речь идёт о буржуазной группировке, в которую входили видные кадеты (Маклаков, Урусов, Некрасов, Степанов, Шингарев), прогрессисты (Коновалов, Орлов-Давыдов), народные социалисты (Чайковский), меньшевики (Чхеидзе, Гегечкори, Чхенкели), эсеры (Авксентьев, Керенский). Масоны тайком собирались для обмена информацией и отработки своих демаршей в Государственной думе; преобладали русские, но участвовали в этой деятельности также несколько евреев, украинцев, грузин, армян. Ставя целью создание широкого движения против самодержавия, масоны в лице Коновалова сделали попытку установить контакты и с большевиками через их представителя в Москве Скворцова-Степанова. По указанию Ленина тот встречался с Коноваловым в феврале 1914 года, но взаимопонимания они не нашли. В России тогда насчитывалось свыше 40 лож в Петербурге, Москве и других городах. Иногда их члены выступали открыто или завуалированно с масонских позиций, вызывая взрывы ярости в националистической печати. Все члены масонских лож находились «под колпаком» полиции, но репрессивных мер против них не принималось. Группы несколько активизировались в годы первой мировой войны, приняв участие в подготовке дворцового переворота для свержения Николая II. Тогда масонов насчитывалось примерно 400. Лидеры лож были в основном крупными политическими деятелями либерального толка, и им удалось занять во Временном правительстве прочные позиции. Сама организация резко снизила активность и даже не поставила вопроса о легализации масонства в отличие от сионистов, добившихся этого без труда. Многие ложи распались, другие продолжали действовать. В одну из них был, в частности, принят видный эсер Б.Савинков. Октябрьскую революцию масоны встретили враждебно, подавляющее большинство эмигрировало, некоторые заседали в белогвардейских правительствах, но отдельные деятели перешли на советскую платформу. Хотя масонство официально не запрещалось, его высший орган и ложи в России полностью прекратили работу. Словом, за весь период легального и подпольного существования масонство так и не вписалось в жизнь нашей страны, не стало двигателем общественного прогресса, поборником подлинной демократии. К началу Октябрьской революции в международном масонстве раскол стал ещё глубже. В условиях мировой войны каждый национальный центр поддерживал либо Антанту, либо противостоявшие ей державы. Неоднозначным было и отношение к Советской России. Масонские лидеры великих держав принимали активное участие в интервенции, в то же время видные масоны из радикал-социалистской и социалистической партий, Лиги прав человека, других организаций Франции выступали за признание правительства РСФСР, против интервенции, надеясь на мирное возрождение капитализма в России. Делались попытки проникновения в Коминтерн и компартии капиталистических стран, что вызывало резкое противодействие прежде всего Итальянской социалистической партии во главе с Серрати. Но большевистское руководство и лично В.И. Ленин не драматизировали ситуацию. Когда на II конгрессе Коминтерна в июле 1920 года деятели ИСП пытались представить масонов чуть ли не главной опасностью и предложили запретить коммунистам вступать во «франкмасонские союзы», это поддержки не нашло. «Условия приёма в Коммунистический Интернационал» даже не содержали упоминаний о масонах. Однако IV Конгресс Коминтерна в 1922 году по докладу Л.Д.Троцкого принял резолюцию о положении во Французской компартии. Масонство трактовалось там как «чисто буржуазная организация», говорилось о несовместимости членства в компартии с принадлежностью к ордену. В результате часть видных масонов вышла из ФКП, другие же заявили о разрыве с орденом. Между двумя мировыми войнами масонство Западной и Восточной Европы лавировало между коммунистическим движением и фашизмом, сближаясь с социал-демократией. Открытые гонения на масонов сперва в Италии, затем в Германии и Испании, вплоть до разгрома их организаций и физических расправ над лидерами, толкали орден к объединению левых сил. Конвент 1933 года «Великий Восток Франции» указал на связь фашистских режимов с «банковскими гигантами», подчеркнул необходимость сотрудничества со всеми демократическими партиями и профсоюзами, потребовал от правительства распустить профашистские организации, провести экономические и социальные реформы. Масоны в целом поддерживали политику Народного фронта. После поражения Франции в 1940 году ее масонская организация была разгромлена. Масонство было запрещено во всех фашистских государствах, а также в оккупированных ими странах. Защиту мирового масонства взял на себя видный член ордена президент США Франклин Д. Рузвельт. Кстати, этот факт почему-то замалчивается нашими американистами. После второй мировой войны масоны восстанавливают и расширяют свои организации, причём теперь их оплотом стали США. В ложи в своё время вступили президенты Г.Трумэн, Л.Джонсон и Дж.Форд, джазмены Луи Армстронг и Дюк Эллингтон, побывавший на Луне астронавт Эдвин Олдрин. По доступным данным на 1987 год, в США действовало от 12 до 14 тысяч лож с числом членов до 4 миллионов человек, в Англии — до 550 тысяч, во Франции — до 70 тысяч, в Италии — до 30 тысяч. Всего же в мире насчитывается около 7—10 миллионов « вольных каменщиков », принадлежащих к различным системам, обрядам и орденам. В соцстранах масоны легально действовали лишь на Кубе. Орден по-прежнему ратует за нравственное совершенствование людей в духе веротерпимости и буржуазной демократии, за проведение диалога между различными партиями и организациями. Братства в США и Великобритании сохраняют веру в «Великого архитектора Вселенной», то есть Бога, официально запрещают своим членам заниматься в ложах обсуждением экономических, политических или религиозных вопросов. Однако при великих ложах, имеющихся в каждом штате США, существуют так называемые комитеты исследования, где рассматриваются любые проблемы. И поныне там строго соблюдается принцип расовой сегрегации с отдельными братствами для белого и цветного населения. Есть масонский центр и в Израиле: он был создан английскими членами ордена. Основные центры ордена во Франции, Италии, Испании, Бельгии активно занимаются политикой. В этом можно убедиться при ознакомлении с органом ВВФ журналом «Юманисм» и соответствующей французской литературой. Журнал поддерживает политику социалистов, осуждает крайне правых, к коммунистам относится нейтрально. Им подвергалась критике политика Рейгана, направленная на поддержку диктатур в Чили, Парагвае, Уругвае. Журнал выступает за урегулирование международных конфликтов, особенно арабо-израильского. Осуждался в мягкой форме советский «тоталитаризм» застойного периода, одобрялись действия диссидентов. В заключение следует обратить внимание на ещё один аспект этой проблемы. Ни в произведениях В.И. Ленина, ни других партийных руководителей, кроме Л.Д. Троцкого, о масонстве не упоминается. Но долгое время изучение масонства у нас не поощрялось, в чём мы далеко отстали даже от дореволюционной науки. Версию о «жидо-масонском заговоре» пытались развить монархические круги нашей эмиграции, объявившие революцию следствием козней евреев и масонов, к которым причисляли Ленина, а также всех партийных лидеров еврейского происхождения. Приводимые аргументы полностью вымышлены, а реальные факты грубо искажены. В тридцатые годы один из таких идеологов, В.Ф.Иванов, голословно утверждал, что в СССР готовился тайный заговор с целью отстранения от власти Сталина и его группировки. По Иванову, в заговоре участвовали масоны, в том числе Троцкий, Зиновьев, Каменев, Радек, Сокольников, но Сталин, дескать, нанёс по ним упреждающий удар. Даже версия об инсценировке процессов тех лет, ныне подтвержденная, изображалась Ивановым как «вымыслы» масонской печати. Почему же всё-таки старый антимасонский миф обрёл ныне второе дыхание? Его активно распространяют некоторые группы интеллигентов- «русофилов», гордо именующих себя наследниками славянофилов, а подчас и выгораживающих прежних черносотенцев. К сожалению, их взгляды восприняли и некоторые периодические издания. Изучение истории и нынешнего состояния масонства свидетельствует о поддержке им общечеловеческих ценностей, пацифизма, гуманизма и веротерпимости. Да, масоны говорят о строительстве общего для всего человечества храма. Но они не навязывают своих воззрений силой и не стремятся к мировому господству. С масонскими, как, впрочем, и сионистскими организациями, наши ведомства поддерживали эпизодические связи в информационных целях. Думается, теперь есть предпосылки и для налаживания контактов с масонами по линии народной дипломатии и общественных организаций. Может оказаться позитивным обмен мнениями о решении глобальных проблем. А главное, надо снять препоны в изучении масонства, ибо в этой области сделано пока крайне мало даже за рубежом, что лишь способствует распространению мифов. Олег СОЛОВЬЕВ,
• Кто же открыл Америку? • Секреты Христофора Колумба. • Всё же, почему «Америка»? • Эрнан Кортес, завоеватель Мексики. • Изабелла католическая, королева Испании. • Тишайший государь. • Станет ли Сибирь 51-м штатом Америки? • Храм «Вольных каменщиков». •
|