Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:
Интересно знать:

Мария Николаевна Волконская оставила «Записки» на французском языке, как сама отмечала исключительно для детей и внуков. Одним из немногих, кого сын Марии Николаевны познакомил с её воспоминаниями был Н. Некрасов. Лишь в 1904 г. её сын Михаил Сергеевич Волконский решился опубликовать их.

Мария Николаевна Волконская (Раевская).

Мария Николаевна Волконская (Раевская). Неизвестный художник, начало 1820-х.

Мария Николаевна Волконская с сыном Николаем.

Мария Николаевна Волконская с сыном Николаем. Акварель П. Ф. Соколова, 1826.

 

С Днем Победы

ГЕРОИЧЕСКИЕ ЖЕНЩИНЫ-ДЕКАБРИСТКИ


 

После жестокой расправы над «лучшими людьми» большая часть дворян, боясь навлечь на себя гнев нового самодержца, забыли своих братьев, друзей, томящихся в разных крепостях страны, заживо погребенных за тяжёлыми железными решетками. Они не постеснялись присутствовать на молебствии в Кремле, где Николай I торжествовал победу над мучениками свободы. «Тогдашнее высшее и среднее на­ше общество, — пишет Д. Н. Свербеев, — ...за­быв о суде, ссылке и казнях, жертвами коих были члены многих из семейств, ему принадлежавших, готовились к празднествам (к коронации) и по приезде моем в Москву начались уже там небольшие балы, представления итальянской оперы и открылись дома итальянского и других послов и посланников. В это время весёлых праздников такое равнодушие, такое быстрое забвение о судьбе несчастных, следовавших в оковах в ссылку, на вечное изгнание, меня возмущало и тем более, что между веселившимися были их близкие и даже родные. Некоторые из последних не постыдились принять от руки карающей власти знаки отличия и почести...

...Петербургская и московская молодежь лучших семейств предалась пляске и всякого рода забавам. Я старался затаить в себе чувство омерзения к поведению в этом отношении всего русского общества».

Однако «одни женщины, — говорит А. И. Гер­цен,— не участвовали в отречении от близких».

Ценой невероятных усилий нескольким женщи­нам удалось вырвать у нового царя как «милость» право на соединение с мужьями, приговоренными к гражданской смерти. Это был беспримерный в истории подвиг, совершенный женщинами, подругами и идейными соратницами декабристов.

Первыми женщинами, кто последовал за мужьями в Сибирь в 1827 г., были Е. И. Трубецкая, М. Н. Волконская и А. Г. Муравьева. «На днях мы видели здесь (в Москве.—М. Б.) приезжающих Муравьеву-Чернышеву и Волконскую-Раевскую, — писал П. А. Вяземский. — Что за трогательное и воз­вышенное отречение, Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей исто­рии. В них точно видна была не экзальтация фанатизма, а какая-то чистая, безмятежная покорность мученичества, которая не думает о славе, а увлекается, поглощается одним чувством, тихим, но всеобъемлющим, всё одолевающим».

Вслед за Трубецкой, Волконской и Муравье­вой отправились в Сибирь к мужьям Е.П.Нарышкина, А. В. Ентальцева, Н. Д. Фонвизина, А. В. Давыдова, француженка Полина Гёбль — гражданская жена И. А. Анненкова. В начале 1830 г. к ним присоединились А. В. Розен, М. К. Юшневская, а в 1831 г. француженка Камила Ле-Дантю, ставшая женой В. П. Ивашева.

Согласно инструкции, выработанной Нико­лаем I совместно с генерал-губернатором Восточной Сибири А. В. Лавинским, сибирские власти должны были всеми возможными средствами отклонить отважных женщин от продолжения пути. При въезде в Иркутск Трубецкую, Волконскую, Муравьеву и Нарышкину не только уговаривали возвратиться в Европейскую Россию, но и запугивали тяжким каторжным режимом. Их задержали на долгое время в столице Восточной Сибири, подвергая унизительным обыскам, угрожая лишением всех гражданских прав, и даже заставили подписать бумагу с этими пунктами.

Героических женщин не остановила и угроза гражданского губернатора И. В. Цейдлера отправить их по этапу вместе с каторжными. Моральная стойкость н душевное благородство тем поразительнее, что многие из них по своему происхождению и воспитанию принадлежали к самой привилегированной части русского общества.

Решимость женщин, отправившихся в Сибирь, многим заключенным облегчила связь с внешним миром. Они стали получать от своих родных и близких посылки с книгами н журналами, продовольствием и одеждой. Женщины от своего имени писали родным соузников письма, всеми возможными средствами добивались от администрации улучшения тюремного быта декабристов. Вот что писал о них декабрист В. С. Толстой: «Нет сомнения, что если бы эти знаменитые жены не решились на такой героический поступок, наша участь была бы совершенно иная, и мы бы все погибли бы, совершен­но забытые Россиею».

После подавления польского восстания 1831 г. участники его были сосланы в Сибирь. Из-за высокого частокола Петровского Завода декабристы через своих жен передали ссыльным значительные денежные вспомоществования, снабдили их вещами и книгами. Первую помощь за Байкалом польские повстанцы получили от декабристов.

Русские женщины помогали во многом беднейшему населению Читы, работным (рабочим) людям железоделательного Петровского Завода, их детям, каторжанам, среди которых было немало невинных жертв помещичьего произвола.

Страницы «Записок», «Воспоминаний» декабристов, строки их эпистолярного наследия исполнены тепла, любви, глубокого уважения и благодарности к женщинам-декабристкам, раз­делившим тяжелую участь первых дворянских революционеров. И невольно на память прихо­дят слова декабриста А. П. Беляева: «Да бу­дут незабвенны имена ваши».

Екатерина Ивановна Трубецкая (1800—1854)

Екатерина Ивановна Трубецкая. Миниатюра Н.А.Бестужева, 1828Дочь французского графа И. С. Лаваля, эмигрировавшего в Россию во время француз­ской буржуазной революции, и А. Г. Козицкой — наследницы многомиллионного состояния уральских купцов Мясниковых и Твердышевых.

Дом-дворец Лавалей, известный всему Петербургу, славился своими великосветскими приёмами, а также литературным, музыкальным и артистическим салоном.

После осуждения декабристов Е. И. Трубецкая, презрев роскошь и изобилие, не задумываясь, поспешила вслед за осуждённым мужем в неведомую тогда Сибирь. Эта мужественная женщина вырвала у мстительного царя разрешение следовать за мужем. Она разбила все тяжелые и унизительные преграды, поставлен­ные ей сибирской администрацией по предписанию Николая I: подписала бумаги тем самым лишая себя всяких прав, не испугалась идти по этапу вместе с каторжными к месту пребывания мужа и его товарищей. Только благодаря твёрдости, силе характера она прибыла в Благодатский рудник — самое тяжелое место сибирской каторги, куда вслед за ней прибыла и М. Н. Волконская.

Е. И. Трубецкая была первой, кто проложил путь следования подругам на соединение с мужьями. Она была благодетельницей «всех сирых и несчастных». В её доме, на поселении в Иркутске. воспитывались дети декабристов В. и М. Кюхельбекеров, дети заводских служителей.

Декабристы, авторы «Воспоминаний» и «Записок», посвятили Екатерине Ивановне страницы, полные тепла, сердечной признательно­сти и благоговения к ее памяти. Н. А. Некрасов воспел её в поэме «Русские женщины».

Умерла Е. И. Трубецкая в Иркутске, за два года до так называемой амнистии, в 1854 г. и погребена в Иркутском, бывшем Знаменском, монастыре.

Мария Николаевна Волконская (1805—1863)

Дочь генерала Н. Н. Раевского, героя Отече­ственной войны 1812 г. и Бородинского сражения.

В начале 1825 г. вышла замуж за С. Г. Волконского, после осуждения которого, «вырвав разрешение» у нового царя Николая I, выехала за ним в Сибирь.

Проездом через Москву, в доме у своей невестки 3. А. Волконской встретилась с А. С. Пушкиным. Через нее поэт предполагал переслать свои послания декабристам. Но Ма­рия Николаевна выехала раньше назначенной встречи.

М. Н. Волконская разделила с мужем годы каторги в Благодатском руднике, Чите и Петровском Заводе, поселения в селе Урике и Иркутске.

После амнистии 1856 г. поселилась с мужем в Москве. Последние годы жизни провела у дочери — Е. С. Рахмановой — в имении Вороньки Козелецкого уезда Черниговской губернии.

Мария Николаевна Волконская воспета Н. А. Некрасовым в поэме «Русские жен­щины».

М. Н. Волконская автор «Записок». В этих воспоминаниях она рассказала о том, как последовала за мужем в неведомую тогда Сибирь, о том, как 30 лет делила с ним трудности его пребы­вания на каторге, в тюрьмах и на поселении. Волконская поведала о тяжелой обстановке своего отъезда в Сибирь, о встрече с Пушкиным, воспроизвела образы мужественных борцов-декабристов и их жён.

Её «Записки» — это не только сочувствие трагической судьбе декабристов, но и понима­ние справедливого характера их выступления.

Александра Григорьевна Муравьева (1804—1832)

Александра Грирорьевна Муравьева. Акварель П.Ф.Соколова, 1825Сестра декабриста З. Г. Чернышева, жена Никиты Михайловича Муравьева. После осуж­дения мужа, оставив двоих малолетних детей, последовала за ним в Сибирь и разделила годы его пребывания в тюрьмах Читы и Петровского Завода.

По пути в Сибирь Муравьева остановилась в Москве у родителей, где ее навестил А. С. Пуш­кин. Послания декабристам «В Сибирь» и «К И.И. Пущину» он передал через неё.

В Чите А. Г. Муравьева открыла больницу, выписав всё необходимое для её оборудования из Москвы. Благодаря усилиям матери своего мужа Е. Ф. Муравьевой оказывала помощь неимущим декабристам, беднейшему населению Читы и Петровского Завода.

Одно из посещений тюрьмы закончилось для нее трагически. Муравьева простудилась и тяжело заболела. Умерла она в Петровском Заводе, где и похоронена.

«Воспоминания», «Записки» декабристов и их жен запечатлели образ этой замечательной русской женщины, посвятившей себя служению людям. И. И. Пущин писал о ней: «Она всегда умела успокоить и утешить — придавала бод­рость другим». Декабрист М. К. Азадовский считал Муравьеву «...идеальным образом же­ны-подруги революционера-изгнанника», а Ни­колай Бестужев посвятил Александре Григорьевне повесть «Шлиссельбургская станция» (по­весть была написана им в тюрьме Петровского Завода).

Н. А. Некрасов в поэме «Русские женщины» посвятил ей строки.

Елизавета Петровна Нарышкина (1801 — 1867)

Елизавета Петровна Нарышкина 1832г. Акварель Бестужева Николая Александровича.Дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала П. П. Коновницына, сестра прикосно­венных к делу декабристов И. П. и П. П. Коновницыных, жена декабриста М. М. Нарыш­кина. Разделила с мужем годы каторги и посе­ления, а также время его службы рядовым в Кавказском отдельном корпусе.

В тюрьмах Читы и Петровского Завода ока­зывала услуги соузникам мужа, вела переписку с их родными и близкими, помогала материально неимущим декабристам и их родным. Это доброе дело продолжала не только на по­селении в городе Кургане, где, кстати, пребывали и участники Польского восстания 1831 г., но и после «амнистии», до конца дней своих.

Умерла Е. П. Нарышкина в Москве.

Прекрасная певица, блестящая музыкантша. В начале 20-х годов прошлого столетия в Моск­ве принимала участие в музыкальной жизни столицы. Художница. Ее работы имеются в музеях Москвы, Петербурга, Кургана и у потомков Коновницыных и Нарышкиных.

Читайте дальше: Героические женщины-декабристки (продолжение).