Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:
Интересно знать:

Слово "цивилизация" происходит от латинского прилагательного civilis — "гражданский государственный". Приблизительно его можно перевести как "огражданивание", "возведение до уровня гражданина". Термин означает также и "восхождение к городской культуре", ведь civilis связано со словом civitas - "город", "город-государство". Именно в этом смысле понималось слово "цивилизация" в XVI-XVIII вв. Тогда западные мыслители обозначали им уровень культуры, соответствующий европейской городской образованности.

Интересно знать:

Цивилизация противопоставлялась невежеству, дикости. До сих пор в обиходе это значение слова сохраняется. "Цивилизация, цивилизованность" понимается как синоним "культурности". Когда говорят "цивилизованный человек" часто подразумевают "культурный", "образованный".

 

С Днем Победы

Звезда шпионажа


Тема: Интересно знать


Обновлено: 16.07.2012 - 05:59

Во «Всемирной истории киноискусства» имя Ольги Чеховой занимает достойное место среди экранных мегазвезд, однако в российском «Большом словаре кино» о ней нет ни слова. Почему? Ответ прост: эта женщина была гранд-дамой Третьего рейха. И тут же возникает новый вопрос: отчего после войны наци, узнавая «любимую актрису Гитлера» на улице, плевали ей в лицо? Ответ вновь однозначен: она работала на Сталина. Но почему же в таком случае службы ГБ утверждают, что «каких-либо сведений о том, что Ольга Чехова являлась агентом НКВД, не обнаружено»?.. Под конец жизни она написала мемуары, которые тут же стали бестселлером и... окончательно запутали её биографию...


Михаил Чехов — выдающийся русский актер, ученик Константи­на Сергеевича Станиславского.
Их брак с Ольгой Чеховой оказался коротким и не очень счастливым...

Звучную фамилию Ольга Константиновна получила на законных основаниях, выйдя в семнадцать лет замуж за племянника Антона Павловича, Мишу Чехова.

Тайное, без документов и формальностей, венчание в подмосковной церквушке состоялось в 1915-м. Родители Ольги не дали благословения, и неразглашаемая причина была весьма прозаична: 24-летний актер, о котором сам Станиславский говорил: «Гений!», пил запоями...

Ольга любила мужа, по её словам, «самозабвенно», однако, вытерпев с грехом пополам шесть лет кошмара, в котором вспышки мужниной ревности чередовались с его же изменами и последующими мольбами о прощении, поставила на «семейном счастье» крест и, забрав родившуюся через год после свадьбы дочь, ушла «в новую жизнь».

ПРОЧЬ ИЗ РОССИИ

Её избранником стал Фридрих Яроши. Его личность Ольгу Чехову интересовала крайне мало. В этом браке для неё важно было другое: получить с помощью мужа-иностранца разрешение на полугодовой выезд в Европу — прочь из голодной, холодной, «до основания разрушенной» России!

Прошение было удовлетворено, и, выходя из поезда на берлинском вокзале, новоиспеченная эмигрантка сияла от счастья. И то, что единственной ценной вещью, которую Ольга имела при себе, было тоненькое золотое колечко с изумрудным глазком, просто не имело значения!

Будущее началось с поисков службы. Выбирать не приходилось. И если владельцы маленьких театриков желали, чтобы говорившая с заметным акцентом иностранка играла лишь скудно одетых проституток, Ольга соглашалась без раздумий. «Я работаю с энергией ста лошадей, — писала она в те дни своей тете Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, — ведь, кроме занятий с Мишей, никакой школы у меня нет».

Навыков и в самом деле было немного, но начинающая актриса обладала более ценными достоинствами — шармом, обаянием молодости, способностью пленить любого мужчину. Она знала цену этим качествам и умела их использовать. Поэтому пару месяцев спустя она снялась в своем первом фильме «Замок Фогеворт», над которым работал молодой и тогда ещё мало известный режиссер Вильгельм Мурнау.

Премьера прошла с оглушительным успехом. Через неделю Ольга получила роль в «Хороводе смерти», чуть позже — в «Муках любви», «Женщине в пламени», «Великой страсти»... Сентиментальные немцы увидели в Чеховой женщину, «умевшую разбередить мужскую тоску», и, признав в российской эмигрантке воплощение собственной национальной мечты, начали её буквально боготворить... Адольф Гитлер не стал исключением.

Ольга Чехова

Она умела быть очаровательной, манящей и недоступной — настоящая звезда. Фотограф Карл Шенкер, немецкая открытка 40-х годов. Кадр из ленты «Ночь решений», 1936 год. Ольга Чехова снялась в 131 фильме (в основном это были «костюмные» драмы и детективы). Партнер Чеховой — кумир 30-х годов немецкий актер Конрад Вейдт.

КОРОЛЕВА БОМОНДА

Кино фюрер любил. Шпеер, министр вооружений, вспоминал: «После ужина все гости направлялись в большую гостиную и рассаживались в мягких креслах. Гитлер расстегивал мундир, вытягивал ноги. Заканчивался кинопросмотр далеко за полночь, и фюрер обсуждал с кем-либо из присутствующих игру актеров, неизменно нахваливая при этом своих любимиц. К ним относилась и Ольга Чехова...»

Как они познакомились? Согласно официальной версии — через Еву Браун, с которой Ольге удалось подружиться. Но даже если всё обстояло несколько иначе, в январе 1933-го, едва только Гитлер стал рейхсканцлером, последовало первое приглашение кинодивы на Вильгельмштрассе.

В мемуарах Чеховой значится: «Моё первое впечатление о нём: робкий, неловкий, хотя держит себя с дамами с австрийской любезностью. Поразительно, почти непостижимо его превращение из зануды в фанатичного подстрекателя, когда он оказывается перед массами...» Фюрер подарил «русской Олли» своё фото с автографом («Фрау Ольге Чеховой — откровенно восхищенный и удивленный») и пригласил актрису погостить в резиденции Бабельсберг, где она оказалась в центре внимания нацистских бонз. Затем последовали регулярные приглашения на официальные приёмы. Ольга бывала всюду и встречалась со всеми. Вокруг неё постоянно крутились Геббельс («...норовит переспать со всеми рослыми и смазливыми актрисами»), Геринг («...тщеславен, напыщен и склонен к шарлатанству») и Гиммлер, не пропускавший ни одной театральной премьеры («...топчется и чувствует себя явно не в своей тарелке, когда же видит меня в глубоком декольте, каменеет от изумления»).

Ольга Константиновна стала настоящей королевой нацистского бомонда, но перспектива прекратить актерскую карьеру ради удовольствий светской жизни в её планы не входила. Она снималась в 6—7 фильмах в год, играла в театре. А после того как в 1941-м погиб её новый возлюбленный — летчик-ас Фердинанд Йеп, ещё и много гастролировала: Париж, Лион, Брюссель, Вена, Лилль... В январе 1945 года она была в Праге и, хотя ей настоятельно предлагали остаться, обещая чуть ли не золотые горы, приняла решение вернуться в Берлин.

1 февраля Чехова переступила порог своей виллы на Гросс-Глинике, а уже 27 апреля её «навестили» офицеры СМЕРШа. После чего началось абсолютно непонятное...

Ольга Чехова с дочерью Адой и киносценаристом К. Г. Кюльбом

Ольга Чехова с дочерью Адой и киносценаристом К. Г. Кюльбом на вилле в Германии.

ПОД ПСЕВДОНИМОМ «МЕРЛИН»

По утверждениям некоторых биографов, на первом же допросе Ольга Чехова назвала смершевцам псевдоним «Мерлин», под которым с начала 30-х годов работала на русскую разведку. Те удивились, но, услышав несколько слишком хорошо им известных имен, на всякий случай отправили странную даму на самолете в Москву...

То, что офицеры СМЕРШа не знали о существовании агента «Мерлин», странным не является. Сын Лаврентия Берия, Серго, писал в своей книге: «Объяснение простое: мой отец ни тогда, в сорок пятом, ни позднее решил её не раскрывать. Случай, должен сказать, довольно типичный... Отец считал, что настоящего нелегала через аппарат пускать нельзя». Истина в этих словах, безусловно, есть: немало примеров, когда по вине сотрудников спецслужб зарубежные резидентуры СССР оказывались в руках противника, но и доказательств деятельности конкретного «нелегала» — никаких. Есть информация, что на Чехову работали три советские радистки и полковники штаба оперативного руководства вермахта Альбрехт фон Квиренгейм, Вернер фон Хефтен и Эберхард Финк. Однако так это или нет, установить невозможно...

В Москве Ольгу Чехову не посадили как «врага народа» в тюрьму, а, напротив, поселили на конспиративной квартире, «...прислали лучшего парикмахера, вино, продукты: икру, лимоны... у меня есть радиоприемник, цветы, духи, лучшие книги». И допросы, которые вернее было бы назвать беседами, проводились не только в стенах этой квартиры: «12.VI. Сегодня ночью я должна наконец ехать в третий раз к генерал-полковнику "X". У меня такое впечатление, что он не знает, что со мной делать»...
И похоже, «генерал» действительно пребывал в затруднении: «Тов. Абакумов. Что предполагаете делать в отношении Чеховой?», и подпись «Л. Берия». Вопрос был адресован главе СМЕРШа. Если добавить к нему отрывок из книги генерал-лейтенанта советской разведки Павла Судоплатова «Спецоперации», все становится на свои места. «У нас существовал план убийства Гитлера, в соответствии с которым польский князь Януш Радзивилл и Ольга Чехова должны были... обеспечить нашим людям доступ к Гитлеру... Сталин отказался от покушения на Гитлера, потому что боялся: как только тот будет устранен, нацистские круги и военные попытаются заключить сепаратный мирный договор с союзниками без участия Советского Союза». Звучит правдоподобно... Но непонятно, почему ценнейшего, но расконспирированного суперагента Чехову не оставили на «заслуженный отдых» в Москве, а отправили через два месяца обратно в Берлин?..

Вероятно, выяснить все обстоятельства этой истории удастся, лишь когда будут обнародованы все документы спецслужб. А пока остается довольствоваться известным донесением начальника Управления СМЕРШ в Германии генерал-лейтенанта А. Вадиса, который докладывал в Центр: «После переселения... Чеховой произведена уборка дома; отремонтированы две принадлежащие ей автомашины; на всю семью выданы продовольственные карточки; приобретен уголь для отопления; вручено 5 тыс. марок; выставлена охрана в составе 3 человек».

Ольга Чехова демонстрирует на практике методы «естественной косметики».
Продукция её косметической фирмы, открытой в 1955 году, пользовалась большой популярностью.

О ПРОШЛОМ — НИ СЛОВА

Дальнейшие события были предопределены. «Шпионка, овладевшая Гитлером, Ольга Чехова живет в замке на окраине Берлина. Она превозносится русскими и обожаема союзниками, которые ей завидуют...» — наперебой писали британские, французские и германские газеты. Все публикации заканчивались вопросом: «Работала Чехова на Гитлера или на Сталина, или сразу на двоих?»

Встречая Ольгу на улице, вдовы погибших немецких солдат плевали ей в лицо. Она, стараясь не вступать в конфликты, выступала перед журналистами с опровержениями, которые выглядели столь убедительно, что многие газеты принесли Чеховой извинения за появление в печати «сенсационных выдумок».

Время шло, слухи постепенно затихли. Ольга Константиновна принялась (в который уже раз!) налаживать жизнь: завязался новый страстный роман — с чемпионом Германии по легкой атлетике Альбертом Зумзером, появились новые роли, заботы о недавно родившейся внучке. А позже, в 60 лет, — ещё и фирма Olga Tschechowa. Cosmetic Gesselschaft, после чего в Германии заговорили о том, что экс-кинозвезда изобрела рецепт вечной молодости...

«Вечной молодости» не получилось. В 1980-м, в возрасте 83 лет, Ольга Константиновна умерла от рака мозга и была, согласно завещанию, похоронена в соответствии с канонами православного обряда.

Незадолго до ухода, встретившись с советскими журналистами на одном из посольских приемов, она охотно рассказывала, что каждый год в день смерти Чехова приезжает в местечко Баденвейлер, где много лет назад скончался её «дядюшка Антоша». Но стоило кому-то из корреспондентов задать вопрос о Гитлере, Сталине, разведке, немедленно замыкалась в себе и отвечала одной фразой: «О прошлом — ни слова»...

Николай ШИПИЛОВ
Цивилизация.



 Просмотров: 4973

 ← Озёра как отражение русской истории. Ладога. От Варяг до России.