Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

Ритуальная встреча ассирийского царя Ашшурнасирпала II (883—850 гг. до н. э.) после охоты. Рельеф из дворца в Кальху.

Ритуальная встреча ассирийского царя Ашшурнасирпала II (883—850 гг. до н. э.) после охоты. Рельеф из дворца в Кальху.


Ассирийский царь в парадном облачении.


Обелиск Салманасара. Пленные иудеи перед Салманасаром.

Обелиск Салманасара. Пленные иудеи перед Салманасаром.


Обелиск Салманасара. Поднесение дани от царя Израильского.

Обелиск Салманасара. Поднесение дани от царя Израильского.


Синахериб на троне

Синахериб на троне. Изображение с рельефа царского дворца в Ниневии.


Царь Саргон

Царь Саргон.


Ассирийский царь Саргон II (722-705 гг. до и. э.). Рельеф из Карзабада.

Ассирийский царь Саргон II (722-705 гг. до и. э.). Рельеф из Карзабада.

 

С Днем Победы

История Передней Азии от распада Израильского царства до смерти Навуходоносора (953-561 гг. до н.э.)


 

События в Египте

В то время, когда Давид и Соломон пытались создать прочное государство в среде израильского народа, в Египте происходили следующие события. Фивы утратили своё значение и возвысилась новая династия, 21-я, в Нижнем Египте, в области дельты Нила. Первым представителем новой династии был Несубанебджед, первый жрец Амона Фиванского. Дочь одного из этих царей, как сказано выше, была одной из первых жен в гареме Соломона; с другой стороны, и в Египте этого времени ощущается сильное семитское влияние, отразившееся даже в египетском языке внесением массы чуждых семитских слов. Первый царь новой, 22-й, Шешонк (961 г. до н. э.), соединил под своей властью весь Египет, воспользовался событиями, последовавшими за смертью Соломона, чтобы продвинуть свои владения в сторону Сирии.

В 949 г. до н. э. он устремился с большим войском на южную часть Иудейского царства, стал брать город за городом (названия этих городов и теперь еще можно прочесть на внешней стороне Карнакского храма) и ограбил сам Иерусалим. Опасность, грозившая со стороны Египта, не способствовала сближению разрозненных частей еврейского народа. Даже попытки к этому не было сделано. Вскоре дело дошло до войны между Иудейским и Израильским царствами, и разрыв между ними стал окончательным с тех пор как царь Омри, 4-й или 5-й после Иеровоама (899-875 гг. до н. э.) избрал столицей для своего царства удобно расположенную Самарию (Шомром). Даже религия, служившая могучим средством единения для народа, лишь обострила отношения между обоими царствами. В этом отношении все преимущества были на стороне Иудейского царства. Главный город Иерусалим и находившееся в нем святилище Иеговы привлекали к себе все умы и придавали большую прочность маленькому Иудейскому царству. Уже Иеровоам старался бороться против этого влечения и с этой целью воздвиг в древних местах поклонения (Дан и Бетел) изображения быков, посвященных Иегове. Он не посмел отменить культ Иеговы, но все же постарался сблизить его с обычным у ханаанейских народов служением Баалу и думал этим угодить народу. Отчасти он достиг цели в массе народа, но зато вызвал со стороны лучших людей вражду и сильнейший отпор: они вооружились против него в защиту истины. Дело в том, что в эту пору религиозные верования широко распространились в среде еврейского народа и приобрели большое значение. Верование в Единого Бога стало более глубоким и ясным.

Израильское и Иудейское царства

Представление евреев о себе как о великом, избранном свыше вечным Богом и наиболее приближенным к нему народе, превратилось в непреложную истину. И чем мрачнее, чем безотраднее была действительность, чем грознее отовсюду надвигались опасности, тем более перерождалось это верование в возвышенный идеализм, которого не могли сломить ни тирания правителей, ни поражения, претерпеваемые от врагов. Мало того, конечная гибель Иудейского царства, само разрушение священного города и храма только способствовали укреплению этого идеализма, только еще более возвысили его и расширили его стремления. Этот идеализм вызвал к жизни одно из возвышеннейших явлений древнего мира - явление пророков и созданной ими литературы, которая и теперь, как 3 тысячи лет тому назад, действует на воображение тем духом неколебимой уверенности среди несчастий и бедствий, который одушевлял пророческую литературу. Первым среди этих могучих деятелей еврейского народа был Илия, смело вооружившийся против служения Баалу и его жрецов. Воспользовавшись страшным голодом, он вынудил царя Ахава, сына Омри, поступить по желанию сильно взволнованного народа и восстановить служение Иегове в Израильском царстве... При криках толпы: "Иегова есть Бог, Иегова есть Бог!" несколько жрецов Баала были умерщвлены народом при ручье Киссон. При том же царе Ахаве все более и более надвигавшаяся с востока опасность привела к заключению союза между царями обоих царств - Иудейского и Израильского - и царем Тирским. Союз был скреплен брачными узами между семьями этих царей (853 г. до н. э.).

Ассирийское царство

Действительно, опасность, грозившая со стороны Ассирии с тех пор, как она одолела Вавилонию, стала в это время явной и близкой. Долгое время оба эти царства существовали рядом. Несколько династий следовали одна за другой в древневавилонском царстве, и от них дошли только имена.

Независимо от этих царств, в верховьях рек Тигра и Евфрата образовалось Новоассирийское царство, в XIII в. до н. э., в лице своего славного царя-завоевателя Тиглатпаласара I (около 1125 г. до н. э.) добившееся преобладания над Вавилонией, что однако привело к долгим упорным войнам, во время которых счастье клонилось то на одну, то на другую сторону. В этом царстве столицей стал г. Ниневия, на левом берегу среднего течения Тигра, и здесь с царя Ашшурбанапала (883-858 гг. до н. э.), возвеличившего Ассирию, начался новый ряд сильных и воинственных царей.

Сам Ашшурбанапал уже распространил свои владения на запад до моря; его преемник Салманасар II (858- 823 гг. до н. э.), как говорят надписи, сражался против целой коалиции из 12 сирийских князей и всех их победил.

В этой коалиции участвовало 260 военных колесниц и 10 тысяч воинов царя Ахава, который вскоре погиб в походе против Дамаска. При его сыне, Иораме, возбудилась сильнейшая реакция в пользу древнего богопочитания. Ииуй, восставший против Иорама и поддерживаемый учеником Илии, пророком Елисеем, умертвил и Иорама, и его мать Иезавель, а затем подослал убийц к союзнику Иорама, иудейскому царю Охозии. Одновременно он приказал перебить всех жрецов Баала и вновь восстановил в Израильском царстве служение Иегове. Подобное же случилось и в Иудейском царстве, где была жестоко убита правительница Аталия, на время рискнувшая ввести идолопоклонство.

Карта древней Передней Азии
(современные названия даны в скобках)

Все эти события не помешали поступательному движению ассирийского могущества. Ииуй вскоре оказался данником ассирийского царя. Затем царь Ададнерари III предпринял ряд походов на запад. В надписях говорится, что он подчинил своей власти Дамаск, Израиль, Эдом и Палестину (землю филистимлян), а с другой стороны - Мидию и Персию. В одной из надписей, относящихся к тому же государю, есть имя Саммурамат (Семирамиды), занимающей выдающееся место в сказаниях греков; но с этим именем возможно связать только довольно смелое предположение о том, что Саммурамат, наследовавшая вавилонский престол, вышла замуж за Ададнерари III Ассирийского, и это супружество примирило и соединило обе страны. Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н. э.) возобновил походы на запад. Зорко следя за постоянными раздорами между Израильским и Иудейским царствами, Тиглатпаласар III охотно откликнулся на призыв иудейского царя Ахаза, который молил его о защите от врагов.

Ассирийская мощь обрушилась разом на Израильское царство и Дамаск. Царь ассирийский стал здесь распоряжаться полновластно, наказывая виновных, назначая дани, смещая царей и правителей. С ужасом и отвращением современник этих событий, пророк Исайя, говорит, что и ассирийские жертвоприношения стали вводиться в еврейском народе, под давлением ассирийского гнета..

Гибель Израиля 722 г. до н.э.

Покорив Сирию, Тиглатпаласар III стал ближайшим соседом Египта, и покоренные Ассирией народы естественно обратили взоры в сторону Египта. В 727 г. до н. э. умер Тиглатпаласар. Этим обстоятельством задумал воспользоваться последний ставленник Ассирии, израильский царь Осия. Он уже задолго до этого общался с Шабакой, основателем новой эфиопской династии в Египте (25-й по порядку), и не стал платить дань Ассирии. Однако ассирийские силы, всегда бывшие наготове, тотчас же явились для наказания ослушника - гораздо ранее, чем вспомогательное египетское войско успело двинуться из Нильской долины. Всякие попытки к освобождению из-под ассирийской власти были подавлены.

Ассирийское войско в походе, жители завоеванной страны принудительно переселяются в Ассирию.
С ассирийского барельефа. Вверху на воинах хорошо видно вооружение тяжелой пехоты, конические бронздвые шлемы и большие круглые бронзовые щиты.

При втором преемнике Тиглатпаласара, Саргоне II, пала Самария, столица царства Израильского, и оно само перестало существовать; даже Египет стал платить дань Ассирии, даже долго противившийся ей Тир покорился и кипрские города признали себя подвластными ему. Из Самарии 27 280 жителей, по ассирийской системе, были отведены в Ассирию и поселены на восточной границе Ассирийского царства.

Царь Саргон

По летописным отрывкам и по прекрасно сохранившейся надписи можно из года в год проследить не только походы царя Саргона, но и его мирные деяния - прорытие каналов, заселение пустынных местностей и т. п.

После взятия Самарии и покорения Сирии Саргон двинулся походом на Вавилон и Элам, затем в 715 г. до н. э. против мидян, и два года спустя 45 князей и представителей этого народа были уже данниками Саргона. Подручный его князь, посаженный Саргоном на вавилонском престоле, восстал против него и был побежден, и ассирийский царь, присоединив к своему титулу титул царей Вавилонских, стал называться "владыкой Шумера и Аккада".

Синахериб

Саргону наследовал его сын Синахериб (царствовавший 705-681 гг. до н. э.). Ему еще раз пришлось бороться с Вавилоном и усмирять беспокойные сирийские народы.

Во главе их, несмотря на неоднократные предостережения пророка Исайи, стал иудейский царь Езекия, ожидавший помощи от Египта. Но Синахериб так поставил дело, что египтяне не успели помочь восставшим, и Езекии пришлось просить мира.

Однако ему нелегко было отделаться от Синахериба: тот потребовал, чтобы ему были открыты ворота Иерусалима, и когда Езекия отказался исполнить это условие, "то был заперт в своей столице, как птица в клетке", - так гласит одна из современных ассирийских надписей. Вся остальная страна была уже в руках Синахериба. Однако Иерусалим был спасен и на этот раз. По этому поводу сохранились самые диковинные рассказы: Геродот сообщает, что подошло египетское войско под началом Шабатаки, которому бог в сновидении обещал удачу, и в то время, когда войска сошлись в поле, полевые мыши будто бы в одну ночь уничтожили всю обивку щитов и все, что было кожаного в вооружении войска Синахериба.

Еврейские источники рассказывают, кроме того, будто ангел Господень прошел ночью по лагерю ассирийцев и избил их 180 тысяч, т. е. намекают на то, что какая-то повальная болезнь послужила поводом к отступлению Синахериба. Ассирийская надпись говорит об этом событии довольно темно и сбивчиво. Несомненно только то, что египтяне были отбиты. Однако осада Иерусалима была снята, и Синахериб не появлялся более в Сирии. Он был занят войнами с Вавилоном и Эламом и там окончательно утвердил владычество своей династии и народа, более чем когда-либо грозное и могущественное.

Асархаддон

Смерть Синахериба была ужасна: двое его сыновей убили своего отца в храме бога Нисроха. Четвертый его сын, Асархаддон, захватив власть, сумел удержать завоевания отца на территории Ирана и ещё раз подчинил себе Сирию. На одной из скал сирийского побережья он приказал высечь свое изображение рядом с изображением египетского царя Рамсеса II и своего отца Синахериба; Манассию (сына Езекии), иудейского царя, как пленника, он выслал на житье в свою старую столицу, Вавилон. На его долю выпала ещё одна удача, о которой не дерзали помыслить его предшественники: он завоевал Египет. Египетскому царю Тиргаку (или Тахарке) он нанес страшное поражение и благодаря этому был признан повелителем всего Верхнего и Нижнего Египта, стран Мероэ и Куш. Он распорядился своим завоеванием так: всю страну он поделил между двадцатью князьями-правителями. Позднее египтяне старались скрыть, что они некоторое время находились под чужеземным игом и что их страна входила в состав Ассирийского царства одной из его провинций. Они не сообщили об этом грекам, а только рассказали им о каких-то внутренних смутах, о совместном правлении двенадцати князей, о какой-то додекархии, как и сообщают греческие историки. Это происходило в 672 г. до н. э. Имена 20 князей, посаженных Асархаддоном, сохранились до нашего времени; они, большей частью, египетского происхождения. Асархаддону наследовал сын его, Ашшурбанапал (668-626 гг. до н. э.) - человек, по-видимому, необычайной физической силы и, как все ассирийские цари, страстный охотник.

В одной из надписей он хвалился тем, что "мощного льва пустыни" он ухватил за уши и проколол своим копьем. Этот царь сам отправился в Египет и закончил его завоевание. Он проник до самых Фив и там учредил служение своим богам - Ашшуру и Иштар. Его владычество простиралось по всей Передней Азии. В своем Ниневийском дворце он принимал послов лидийского царя Гигеса - "послов страны (как гласит современная надпись), о которой не слыхивали предки Ашшурбанапала"; в Египте правили посаженные им правители; в Эламе - подручный ему царь; в Вавилоне - его младший брат. Этот брат - "неверный брат Шамашшумукин" - восстал против Ашшурбанапала. Подобные восстания последовали в Эламе и в Египте, где во главе восставших стал Псамметих, сын одного из ассирийских ставленников; и лидийский царь Гигес примкнул к этому враждебному движению. Однако Ашшурбанапал после продолжительной борьбы одолел своих врагов. Мятежный брат попал в плен и "был брошен в огонь" или погиб среди пламени горящего Вавилона. Подобно Вавилону, был усмирен и Элам, и кумиры его богов были перенесены в Ассирию; все, что связано с восстаниями, было повержено в прах. Покоренных князей Ашшурбанапал заставлял, как простых работников, принимать участие в его постройках, либо впрягал их в свою колесницу, не следуя отвратительному обычаю этих семитов-завоевателей, сдиравших кожу со своих пленников. От обладания Египтом Ашшурбанапал благоразумно отказался.

Читайте дальше: История Передней Азии (953 - 561гг. до н.э.) Народ и государство Ассирийское. Вторжение скифов.


Страна и народ в Египте. Нил.Египет. Памятники, иероглифы, жизнь народа, господство гиксосовЕгипет. Времена 20-й династии. Религия, литература.Семиты. Аравия. Месопотамия. Финикийцы.История израильского народаЦарь Соломон. Израильское и иудейское царства.История Передней Азии (953 - 561гг. до н.э.) [ Гибель Израиля. Ассирийское царство - Народ и государство Ассирийское. Вторжение скифов. - Разрушение Ниневии. Навуходоносор. Гибель Иудейского царства.